Документы для родителей Консультации специалистов

Логопед

Первые шаги к грамоте.

Специалисты рекомендуют начинать подготовку к обучению чтения с 5 лет. Эта подготовка включает знакомство ребенка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить детей выделять в слове определенные звуки: устанавливать порядок их следования друг за другом; различать гласные и согласные звуки, а среди согласных — твердые и мягкие; находить сходство и различие в звучании разных слов. Цель этой работы — добиться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слова.

Частота и длительность занятий с ребенком могут быть различными, но не менее одного раза в неделю, длительность до 30 минут.

Детям 4–5 лет свойственно играть звуками, словами — «перебирать» звуки, составлять всевозможные сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому начинать надо с выделения отдельных звуков в слове. При этом гласные звуки легче выделять, т. к. их можно спеть, долго потянуть. Труднее научить выделять согласные звуки. Некоторые тоже поддаются длительному произнесению (ж, ш, р, с, з и др.). Лучше начинать выделение согласных с этих звуков. Нужно произнести слово слитно, протянуть при этом согласный звук: " мммак «, " жжжук «. Другие согласные звуки (к, д, п, т, б…) долго тянуть нельзя. Чтобы ребенок начал выделять такие звуки в словах, надо интонационно выделять этот звук. Дети учатся этому, когда с ними разучивают потешку, скороговорку, стихотворение, например: «Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он.»

Когда ребенок запомнил слова, предложить ему послушать, как по-другому можно прочесть его, выделяя звук «с». Затем спросить у ребенка, какой звук чаще других повторяется. Потом вспомнить слова, в которых есть звук «с», потом найти среди окружающих предметов те, в которых есть звук «с» (в начале, в середине, в конце слова). Самое главное правило: научить выделять звуки в словах так, как они слышатся на фоне слитного произнесения всего слова. Так, в слове рррак — первый звук звучит твердо (р), а в слове рьрьрьепка — мягко (рь) и т. п. Произнося согласные звуки, не подменяйте их названиями букв (не «ре», не «эр», а «р» или «рь» и т. д.). При произнесении какого-то звука слово не разрываем, а произносим целиком. Звук не отрывает от всего слова, только подчеркиваем голосом интонационно. Например: шшшум, мышшшь, кошшшка. Работа с предметными картинками позволяет выделять отдельные звуки в словах, первый звук в слове, сравнивать пары звуков по их звучанию: р — рь, л — ль… Например, песенка большого моторы — р, маленького — рь. Можно предложить ребенку игровую ситуацию. Например, пойти в магазин и «купить» продукты, в названии которых есть определенные звуки (с, к, р…), картинки класть в корзинку. Потом посчитать, кто больше купил. Или «пойти» в лес и назвать животных, птиц, растения с определенным звуком. Или взрослый рисует дом, а в нем все предметы со звуком (р, с…), которые назовет ребенок.

Итак, сделан первый шаг к началам грамоты: переключили его внимание с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, стали ее изучать. Дальше учим устанавливать последовательность звуков в слове, выделяя их по порядку. Это предупреждает в будущем пропуски букв при письме. Традиционной ошибкой начинающих писать является съедание гласных после согласных: дрга (дорога) или согласных при их стечении: кыша (крыша).

Для анализа слов существует специальный разработанный наглядный материал. Его можно изготовить самостоятельно. Он включает картинки — схемы (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам), последовательный ряд клеточек, соответствующих количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие звуки. С первых занятий надо учить ребенка вести указкой под клеточками схемы в таком же темпе и ритме, как говорите, произносите разбираемое слово. Можно так это объяснить: «В каждом домике (клеточке) живет свой звук».

Начинается работа с трехзвуковых слов, н-р, мак, дом, кит, лес. Устанавливается порядок звуков в словах. Например, слово мак, первый звук «м» — обозначаем фишкой в первой клеточке схемы, «а» — во второй, «к» — в третьей.

Следующий шаг в работе — познакомить ребенка с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить их различать.

Переходить к этому этапу можно только после того, как ребенок научится разбирать по звукам трехзвуковые слова. Нужно ограничиться 6 словами, где есть все гласные звуки (а, о, у, ы, э). Продолжать занятия нужно до тех пор, пока ребенок не научится легко разбирать слова. Надо работать в картинкой: опора на нее очень нужна дошкольнику. Ребенок узнает «секрет» о гласных звуках — они особенные, волшебные, их можно громко крикнуть, спеть. Ребенок должен в словах сон, сук, сын, кит и др. «отгадать» «волшебные» звуки (а, о, у, ы, э, и). Объяснить, что эти звуки произносятся с голосом и называются гласными. Их обозначают красными фишками. О согласных звуках дети узнают после того, как познакомятся с гласными, и разберут три-четыре четырехзвуковых слова, например, роза, бусы, кино, кони и т. д.

Правильнее знакомить сразу с твердыми и мягкими согласными, сопоставляя пары звуков (м-мь, л-ль, б-бь и т. д.). Для анализа можно взять слова типа: луна и лиса. Это звуки — «братцы»: один звучит твердо — «л», он старший, твердый согласный и будет обозначаться синей фишкой; другой звучит мягко — «ль», он младший «братец», мягкий согласный и будет обозначаться зеленой фишкой. Нужно следить за правильным употреблением ребенком терминов: твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Затем можно переходить к пятизвуковым словам, н-р, мышка, мишка… При разборе четырехзвуковых и пятизвуковых слов можно использовать схему звукового состава слов, состоящие из клеток без картинок.

Когда ребенок уже немного научился анализировать слова, отсутствие картинки не создает трудностей.

Так, постепенно, ребенок приобретает ориентировку в звуковой стороне речи. Делается это с помощью игровых и развлекательных моментов, поддерживающих интерес к занятиям. В какие игры можно играть с детьми? Игра на повторение и закрепление звукового анализа слова. Н-р, разобрали слово лист по звукам: первый — ль — мягкий, согл.; второй — и — гласный; третий — с -твердый, согласный; четвертый — т — твердый, согл. Обозначим ихсоответствующими фишками: зеленая, красная, синяя, синяя. Предложить ребенку и его партнерам (или его игрушкам) стать звуками, раздать им фишки. После этого нужно «построить» слово, т. е. всем фишкам встать слева направо, чтобы можно было прочитать слово лист. Задание: пусть гласный звук назовет себя громко. «Мягкий согласный звук, назови своего старшего „братца“ (л); „Первый твердый согласный, позови слова со своим звуком (самолет, собака…)“. Второй твердый согласный, покружись». Позже в игре ведущим может быть и сам ребенок, а взрослый на втором плане, подсказывает, помогает.

Игра «Назови слова» закрепляет способ интонационного выделения звука в слове, помогает различать звуки. Предложить ребенку назвать слова, в названии которых есть звук «р». Игру можно усложнить: предложить назвать слова, в которых заданный звук обязательно первый, последний или в середине слова. Если ребенок ошибся, помочь ему разобраться. В конце слова согласные оглушаются: глаз, нож, дуб. То же с безударными гласными: окно, гора. Нужно быть внимательным и не путать произношение с написанием, ориентироваться сначала в звуковой стороне речи. Необходимо произносить звук и букву одинаково (п, м…). Так они правильно научатся читать слоги. Дети должны знать, что звук — слышим и произносим, а букву — видим и пишем.

При обучении чтению главная трудность состоит в чтении слогов с мягкими согласными. Ребенку важно запомнить, что гласные буквы и, е, ё, ю, я — смягчают тот согласный звук, за которым они стоят. Читая слог, ребенка надо научить смотреть (ориентироваться) на гласную букву, следующую за согласной. Н-р, а-ма, я-мя и т. д. Вырабатывается способ, который исключает побуквенное чтение слов. Ребенок сразу начинает читать слова по слогам. В результате переход к чтению целыми словами, к беглому чтению происходит легче и быстрее.

Чтобы научить этому способу, нужно начать знакомить ребенка с гласными буквами в определенном порядке, парами: а-я, о-ё, у-ю, ы, и, э-е. Вначале ребенка знакомят с буквой «а». Предложить слова, н-р, шар, кран, Алла. Составить эти слова из цветных фишек. Ребенок должен найти в этих словах одинаковые гласные. Показать буквы «А» и «а». Объяснить, когда пишется большая буква. Потом познакомить ребенка с «я». Разобрать слово «мята». Выложить фишками: зеленая, красная, синяя, красная. Заменить фишку буквой «а» где нужно. Объяснить, что после твердых согласных пишется буква «а», после мягких — «я». Затем знакомят ребенка с другими парами гласных букв. Затем учим читать, используя цепочку слов: люк-лук-лак; ток-тик-так-тюк; кот-кит; пар-пир; пол-пил-пыл; бык-бак-бок; нос-нёс-нас; мал-мел-мыл-мил-мёл-мул-мял и т. д.

Первая согласная М. При знакомстве с согласными объяснить, что большинство из них обозначают и твердый, и мягкий согласный звук. Н-р, в слове Нина звук Н и твердый, и мягкий.

Для дошкольника знакомство со всеми согласными буквами сразу трудно. Достаточно, чтобы он узнал несколько букв (м, н, р, л, г, к) и научился читать по слогам. Для обучения чтению хорошо и удобно использовать пособие «окошечки». Это два склеенных куска картона, в одном из которых прорезаны два окошечка. В них вставляются полоски с буквами, которые можно двигать вверх и вниз. Одна полоска с согласными буквами м, н, р, л — написанными ч цветом. Другая полоска — с гласными буквами, а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е написанными красным цветом. В первом окошечке стоит согласная буква, во втором — гласные буквы, которые чередуются. Ребенок читает так: ма, мя, мо, мё, му, мю и т. д. Согласную не надо менять до тех пор, пока ребенок не прочитает слоги со всеми гласными буквами. Он учится ориентироваться на гласную, следующую за согласной, что для обучения чтению очень важно. Ребенок читает по «окошечкам» слоги, тренируясь в чтении. Если он легко прочитывает слоги с твердыми и мягкими согласными, можно предложить несложные тексты из «Азбуки» или первые книжки (с крупным шрифтом). Не стоит ждать от ребенка высокого качества чтения. Чаще всего он овладевает сначала слоговым чтением, потом уже слитным и беглым.

Заниматься с ребенком чтением лучше ежедневно не менее 10 минут. Нельзя, чтобы ребенок уставал. Книга должна находиться на расстоянии 30–40 см от глаз, а ребенок — сидеть удобно.

От того, как взрослый организует обучение чтению, зависит многое: полюбит ли ваш ребенок книги, будет ли успешно учиться в школе, будет ли грамотен и т. д.

Полезные ссылки:
 
Дизайн и верстка студия Пилотов

© 2016 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25 г. Орла»
302027, г. Орел, пер.Ягодный, 11
тел/факс: 41-44-01