ЛогопедПервые шаги к грамоте.Специалисты рекомендуют начинать подготовку к обучению чтения с 5 лет. Эта подготовка включает знакомство ребенка со звуковой стороной речи родного языка. Предполагается научить детей выделять в слове определенные звуки: устанавливать порядок их следования друг за другом; различать гласные и согласные звуки, а среди согласных — твердые и мягкие; находить сходство и различие в звучании разных слов. Цель этой работы — добиться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слова. Частота и длительность занятий с ребенком могут быть различными, но не менее одного раза в неделю, длительность до 30 минут. Детям 4–5 лет свойственно играть звуками, словами — «перебирать» звуки, составлять всевозможные сочетания, порой бессмысленные и смешные. Поэтому начинать надо с выделения отдельных звуков в слове. При этом гласные звуки легче выделять, Когда ребенок запомнил слова, предложить ему послушать, как Итак, сделан первый шаг к началам грамоты: переключили его внимание с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, стали ее изучать. Дальше учим устанавливать последовательность звуков в слове, выделяя их по порядку. Это предупреждает в будущем пропуски букв при письме. Традиционной ошибкой начинающих писать является съедание гласных после согласных: дрга (дорога) или согласных при их стечении: кыша (крыша). Для анализа слов существует специальный разработанный наглядный материал. Его можно изготовить самостоятельно. Он включает картинки — схемы (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам), последовательный ряд клеточек, соответствующих количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие звуки. С первых занятий надо учить ребенка вести указкой под клеточками схемы в таком же темпе и ритме, как говорите, произносите разбираемое слово. Можно так это объяснить: «В каждом домике (клеточке) живет свой звук». Начинается работа с трехзвуковых слов, Следующий шаг в работе — познакомить ребенка с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, научить их различать. Переходить к этому этапу можно только после того, как ребенок научится разбирать по звукам трехзвуковые слова. Нужно ограничиться 6 словами, где есть все гласные звуки (а, о, у, ы, э). Продолжать занятия нужно до тех пор, пока ребенок не научится легко разбирать слова. Надо работать в картинкой: опора на нее очень нужна дошкольнику. Ребенок узнает «секрет» о гласных звуках — они особенные, волшебные, их можно громко крикнуть, спеть. Ребенок должен в словах сон, сук, сын, кит и др. «отгадать» «волшебные» звуки (а, о, у, ы, э, и). Объяснить, что эти звуки произносятся с голосом и называются гласными. Их обозначают красными фишками. О согласных звуках дети узнают после того, как познакомятся с гласными, и разберут Правильнее знакомить сразу с твердыми и мягкими согласными, сопоставляя пары звуков ( Затем можно переходить к пятизвуковым словам, Когда ребенок уже немного научился анализировать слова, отсутствие картинки не создает трудностей. Так, постепенно, ребенок приобретает ориентировку в звуковой стороне речи. Делается это с помощью игровых и развлекательных моментов, поддерживающих интерес к занятиям. В какие игры можно играть с детьми? Игра на повторение и закрепление звукового анализа слова. Игра «Назови слова» закрепляет способ интонационного выделения звука в слове, помогает различать звуки. Предложить ребенку назвать слова, в названии которых есть звук «р». Игру можно усложнить: предложить назвать слова, в которых заданный звук обязательно первый, последний или в середине слова. Если ребенок ошибся, помочь ему разобраться. В конце слова согласные оглушаются: глаз, нож, дуб. То же с безударными гласными: окно, гора. Нужно быть внимательным и не путать произношение с написанием, ориентироваться сначала в звуковой стороне речи. Необходимо произносить звук и букву одинаково (п, м…). Так они правильно научатся читать слоги. Дети должны знать, что звук — слышим и произносим, а букву — видим и пишем. При обучении чтению главная трудность состоит в чтении слогов с мягкими согласными. Ребенку важно запомнить, что гласные буквы и, е, ё, ю, я — смягчают тот согласный звук, за которым они стоят. Читая слог, ребенка надо научить смотреть (ориентироваться) на гласную букву, следующую за согласной. Чтобы научить этому способу, нужно начать знакомить ребенка с гласными буквами в определенном порядке, парами: Первая согласная М. При знакомстве с согласными объяснить, что большинство из них обозначают и твердый, и мягкий согласный звук. Для дошкольника знакомство со всеми согласными буквами сразу трудно. Достаточно, чтобы он узнал несколько букв (м, н, р, л, г, к) и научился читать по слогам. Для обучения чтению хорошо и удобно использовать пособие «окошечки». Это два склеенных куска картона, в одном из которых прорезаны два окошечка. В них вставляются полоски с буквами, которые можно двигать вверх и вниз. Одна полоска с согласными буквами м, н, р, л — написанными ч цветом. Другая полоска — с гласными буквами, а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е написанными красным цветом. В первом окошечке стоит согласная буква, во втором — гласные буквы, которые чередуются. Ребенок читает так: ма, мя, мо, мё, му, мю Заниматься с ребенком чтением лучше ежедневно не менее 10 минут. Нельзя, чтобы ребенок уставал. Книга должна находиться на расстоянии 30–40 см от глаз, а ребенок — сидеть удобно. От того, как взрослый организует обучение чтению, зависит многое: полюбит ли ваш ребенок книги, будет ли успешно учиться в школе, будет ли грамотен |