Документы для родителей Консультации специалистов

Педагог доп. образования

Играя, познаем природу.

Кожухова Н. Г.

 Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.

 Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

 Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

 Хотелось бы немного остановиться на значении экологических игр.

·Большое влияние оказывают экологические игры на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.

·Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.

·Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

Предлагаю вам подборку игр, помогающих ребенку глубже познать природу.

Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться. Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло — жара — солнце — лето — каникулы — зоопарк — слон.

Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. дождь, снег, облако, роса;

3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;

4. корова, волк, овца, кролик;

5. трясогузка, паук, скворец, сорока;

6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

7. ель, берёза, яблоня, осина;

8. лиса, свинья, лось, кабан

9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

10. лес, парк, роща, тайга.

Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.

"Малевание - первые шедевры"

Рисование – одно из самых увлекательных занятий для ребенка. Оно способствует развитию мелкой моторики малыша, его творческих способностей, развивает навыки восприятия цвета и формы. Кроме того, известно, что дети, которые много и с удовольствием рисуют, раньше и быстрее учатся читать и писать.

Изобразительная деятельность детей давно привлекала внимание педагогов, психологов, медиков. Разработана даже целая периодизация детского творчества. До четырех лет наши малыши успевают овладеть многими навыками рисования.

Все начинается с марания – маленький художник выводит на бумаге линии, играя карандашом на бумаге. И этот процесс приносит ему массу положительных эмоций. Ребенка радует возможность создавать что-то материальное, открытое для всех окружающих по мановению собственной еще совсем не послушной ручки.

Штрихи, которые малыш оставляет на бумаге – пока лишь результат подражания действиям взрослого. Он не пытается выразить что-то определенное. Но реальный наглядный результат своих усилий является для малыша предметом радости и гордости.

Стадия марания продолжительна и неоднородна. Малыш сначала подражает действиям наставника, затем учится разглядывать свои каракули, рисовать линии, создавать повторяющиеся каракули и, наконец, создавать изображения.

Начинается новый творческий этап в жизни крохи – стадия примитивных изображений.

Случайно получившееся изображение привлекает внимание малыша, он замечает что каракуля похожа на образ, на изображение чего-то или кого-то, например, на предмет или на человека.

Малыш уже начинает стремиться выразить на бумаге какой-то образ, но его силы еще не достаточны для того, чтобы родитель смог без помощи самого «художника» определить смысл нарисованного. Глаза и руки малыша еще не имеют навыка рисования правильных линий.

У ребенка сначала появляется умение рисовать простые формы: круги, подобия многоугольников, углы, отрезки линий. Затем начинается так называемый период головоногих. Когда все персонажи детских рисунков имеют тщательно прорисованную голову, от которой отходят руки и ноги.

И только в 4-5 годам большинство детей овладевают навыком схематических изображений.

То, насколько быстро ваш малыш овладеет навыками рисования и пройдет все эти стадии, зависит от индивидуальной одаренности юного художника и, конечно, в немалой степени от того, насколько много времени и сил будет вложено родителями в развитие своего крохи.

Полезные ссылки:
 
Дизайн и верстка студия Пилотов

© 2016 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25 г. Орла»
302027, г. Орел, пер.Ягодный, 11
тел/факс: 41-44-01